Проклятые картины Третьяковской галереи

Государственная Третьяковская галерея – один из главных российских музеев, наряду с питерским Эрмитажем.  Но речь пойдет не о самой галерее, а о находящихся в ней картинах, с которыми связано немало мистических историй. Проклятые картины Третьяковской галереи

Русалки против Грачей

русалки

Знаменитый художник Иван Крамской задумал свое полотно «Русалки» по мотивам гоголевской «Майской ночи». Готовая картина производила жутковатое впечатление. Ночью, при мертвом свете луны призрачные русалки выходили на берег колдовского озера.

На первой выставке Товарищества передвижников, проходившей в 1871 г., «Русалки» оказались рядом с совершенно безобидным пейзажем Саврасова «Грачи прилетели». В первую же ночь «Грачи» вдруг ни с того ни с сего свалились со стены. Проклятые картины Третьяковской галереи

Затем оба полотна купил Третьяков. «Грачей» он повесил в своем кабинете, а «Русалок» в зале. Но не было им там покоя. По ночам чудилось, что из залы доносится тихое заунывное пение. Прислуга и домочадцы боялись лишний раз туда заходить. А сам Третьяков, находясь возле картины, почему-то ощущал упадок сил.

Позднее и среди посетителей пошла молва, что с полотном «неладно». Говорили даже, что какая-то барышня, которая долго стояла и смотрела на картину, после этого утопилась в Яузе.

Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы не старая нянька. Она посоветовала Третьякову повесить «Русалок» в дальний угол, так, чтобы на них не падал свет. Тогда, мол, они перестанут «колобродить», пообещала старуха. Так и случилось. Как только русалки попали в тень, вся чертовщина разом прекратилась.

Незнакомка

незнакомка

«Незнакомка» вышедшая из-под кисти того же Крамского (оригинальное название полотна – «Неизвестная»), является одним из самых таинственных шедевров русской живописи. Хотя, на первый взгляд, нет в портрете ничего такого уж мистического. Красотка едет в открытой коляске по Невскому.

Поначалу многие считали, что на портрете изображена аристократка. Однако бархатное, отороченное мехом и синими атласными лентами пальто. А также модная шляпка-беретка, насурьмленные брови,  безошибочно выдавали в этой женщине даму полусвета. Она не выглядела обитательницей публичного дома, но вполне могла быть содержанкой какого-нибудь богача.

Тем не менее, когда автору картины задавали вопрос, существует ли его героиня в реальности, он лишь усмехался и молча пожимал плечами. Оригинала и впрямь никто никогда и нигде не встречал.

Между тем Павел Третьяков сперва отказался приобрести «Неизвестную» для своей галереи. Не исключено, что он остерегался распространенного поверья о том, что портреты красавиц способны «высасывать силы» из живых людей. Путешествуя по частным собраниям, «Незнакомка» очень скоро обросла дурной славой. Проклятые картины Третьяковской галереи

От первого человека, который ее купил, ушла жена. У второго дом сгорел при пожаре. Третий пережил банкротство. Все несчастья, как полагали, происходили по вине «роковой» картины.

Похоже, что и сам Крамской не смог избежать проклятия. Менее чем через год после завершения портрета один за другим скончались два его сына.

«Проклятая» картина попала за границу. Но говорят, что и там она продолжала чинить всяческие беды своим владельцам. В 1925 г. «Незнакомке», однако, было суждено вернуться в Россию. И все-таки занять свое место в Третьяковской галерее. С тех пор никаких эксцессов с ней больше не приключалось.

Иван Грозный

Проклятые картины Третьяковской галереи

Наверное, самая жуткая «третьяковская» история случилась с легендарной картиной Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.». Которую больше знают под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Проклятые картины Третьяковской галереи

Многим при взгляде на знаменитое полотно становилось натурально не по себе. Чересчур уж реалистично написал художник сцену убийства. Слишком много на холсте было крови, казавшейся настоящей.

Когда полотно выставили в Третьяковке, начались странности. Одни посетители начинали перед картиной рыдать. Другие буквально впадали в ступор. Третьи бились в истерическом припадке.

А 16 января 1913 г. произошло нечто из ряда вон выходящее. На глазах у всех молодой иконописец Абрам Балашов, подойдя к холсту, порезал его ножом. Балашов был отправлен в лечебницу для душевнобольных, где и скончался. Полотно Репину удалось отреставрировать, фактически переписав его заново.

Говорят, что прежде, чем браться за работу над картиной об Иване Грозном, живописец долго раздумывал. Видно, вовсе не зря. Вскоре художник Мясоедов, с которого писался образ царя, в гневе чуть не убил своего малолетнего сына. Сына, как и убиенного царевича, звали Иваном. А писатель Всеволод Гаршин, с которого Репин писал царевича, впоследствии лишился рассудка и покончил жизнь самоубийством, бросившись с лестницы. Была и еще одна жертва: узнав о том, что картина испорчена, кинулся под поезд хранитель Третьяковки Е.М.Хруслов.

Тройка

Проклятые картины Третьяковской галереи

Существует легенда о том, что мальчик-натурщик для центральной фигуры картины умер вскоре после того, как Перов написал его. На самом деле Вася. А именно так звали того мальчика, поработал еще и для картин «Мальчик готовится к драке», «Проводы покойника» и «Мальчик-мастеровой».

Но потом ребенок действительно умер от оспы. О чем через четыре года рассказала Перову его мать – Марья. Она попросила отдать ей картину, если это возможно. К тому моменту полотно уже было продано в Третьяковскую галерею,. И художник лишь сводил женщину лишний раз попрощаться с сыном у холста. Проклятые картины Третьяковской галереи

Кстати, странно, что именно этой картине досталось звание «убийцы» Васи. Ведь есть же работа, на которой он едет в санях с гробом, – «Проводы покойника». Но более прославилась «Тройка» – ей и достались «лавры».

Портрет Марии Лопухиной

Проклятые драгоценности

Алмазы Мещерских

Ожившие предметы

Тайны Неглинки

 

 


Добавить комментарий